По данным Первого коллекторского бюро (ПКБ), в 2016 году объем рынка цессии составил 579 млрд руб. (сделки по продаже долгов банков, МФО, ЖКХ и др.) против 529 млрд руб. в 2015 году. Количество закрытых сделок увеличилось год к году с 55% до 70%. Средняя стоимость портфелей после резкого падения в 2015 году (с 1,5% до 0,9%) в 2016 году выросла до 1,1% от объема портфеля. В зависимости просрочки цена варьируется от 0,5% (по долгам с просрочкой более 720 дней) до 5% (менее 180 дней).
По данным ПКБ, в структуре продаваемых в 2016 году портфелей 50,9% пришлось на кредиты наличными, 42,6% — на кредитные карты, 5,5% — POS-кредиты. На остальные виды ссуд пришлось около 1% в цессионных портфелях. Примечательно, что, по данным ЦБ, в 2016 году объем потребительских кредитов, которые и являются основным предметом сделок на рынке цессии, сократился на 3,1%. Причем отрицательная динамика необеспеченного розничного кредитования сохраняется второй год подряд — в 2015 году сокращение составило 12,4%.
По словам участников рынка, у разнонаправленной динамики потребительского кредитования и рынка цессии есть объяснение. По словам гендиректора общества с ограниченной ответственностью «АктивБизнесКоллекшн» Дмитрия Теплицкого, агентская схема работы с долгом переживает серьезный кризис, поскольку в рамках процедуры взыскания по ней в досудебном порядке резко упал процент возвратов, а соответственно, и маржинальность коллекторского бизнеса. «Заместить падение рентабельности можно покупкой цессионных портфелей, с которыми коллектор сможет работать и в досудебном, и в судебном порядке»,— резюмирует он. При этом сами долги помолодели, так как банкам невыгодно долго держать их на балансе. Безусловно, чем моложе долг, тем выше его стоимость, поэтому на рынке в прошлом году был зафиксирован небольшой рост цены цессии, отмечает член совета директоров «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.
Кроме того, коллекторы, снизившие цессионную активность в 2015 году на фоне нехватки средств, в 2016 году вышли из режима жесткой экономии. «В 2015 году после роста ключевой ставки ЦБ в банковской системе наблюдался недостаток ликвидности,— отмечает зампред правления ОТП-банка Сергей Капустин.— В прошлом году спала неопределенность относительно глубины кризиса, у потенциальных покупателей появились свободные средства и некоторая уверенность в завтрашнем дне». Впрочем, в текущем году ожидать продолжения роста объемов цессии не стоит, считает он. По его словам, старые проблемные долги уже в основном проданы, а новые кредиты выдаются с достаточно хорошим качеством.