Большинство представителей малого и среднего бизнеса (58%) признались, что начинают работать с просроченной дебиторской задолженностью, как только она возникает

Такие данные были получены по результатам опроса команды по взысканию просроченной дебиторской задолженности Time2Pay и комитета по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности Московской торгово-промышленной палаты.

Москва, 28 октября 2022 года. По результатам исследования выяснилось, что:

  • 58% опрошенных начинают работать с просроченной дебиторской задолженностью, как только она возникает;
  • 25 % опрошенных заявили, что приступают к активным действиям лишь тогда, когда объем дебиторской задолженности становится ощутимым для бизнеса;
  • 17 % опрошенных респондентов рассказали, что вообще не работают над просроченной дебиторской задолженностью.

Проведенное исследование, участниками которого стали более 1 000 представителей малого и среднего бизнеса, позволило ответить на ряд важных вопросов, касающихся оборачиваемости денежных средств, в частности, касающихся процедур возврата просроченной дебиторской задолженности. Данный опрос помог проанализировать отношение малого и среднего бизнеса к дебиторской задолженности, что весьма актуально переменчивой экономической ситуации. Также удалось выяснить какую модель поведения выбирают представители малого и среднего бизнеса со своими контрагентами при работе с просроченной дебиторской задолженностью.

Так, например, респонденты отметили то, что договориться с их должниками о добровольном погашении образовавшейся задолженности им удается только в 50 % случаев. В связи с этим:

  • 58 % респондентов сразу обращаются в суд, когда переговоры не дают положительных результатов;
  • 25 % респондентов сказали, что вообще никогда не обращались в суд;
  • 17 % респондентов подчеркнули, что в суд пойдут в половине из всех случаев имеющейся просроченной дебиторской задолженности. 

При ответе на вопрос: «Как исходя из вашей практики и на какой стадии возвращается бо́льшая часть дебиторской задолженности», – были получены следующие ответы:

  • 41% опрошенных отметили, что большая часть возврата происходит на стадии досудебного взыскания;
  • 32% пришли к выводу, что возврат просроченной дебиторской задолженности происходит через суд или через судебных приставов;
  • 8% респондентов заявили, что вообще не ведут какую-либо статистику.

При этом, представители малого и среднего бизнеса признались, что не продают свою дебиторскую задолженность по следующим причинам:

  • 58% респондентов сомневаются в том, что смогут найти покупателя;
  • 16% респондентов предпочитают договариваться со своими дебиторами и довольно часто им это удается;

26% опрошенных заявили, что задолженность продают лишь тогда, когда взыскать долг не удается.

Евгения Уткина

Директор по правовым вопросам и GR АБК

Практика показывает, что компании, не уделяющие внимания работе с просроченной дебиторской задолженностью, сталкиваются с невозвратом своих активов.
Работа с просроченной дебиторской задолженностью очень важна, поскольку это вопрос безопасности бизнеса. Спонтанный подход к любому процессу всегда связан с риском. Если оставить все на волю случая, результат может быть непредсказуемым.
Мы убеждены, что наилучшие результаты достигаются при использовании комплексного и систематического подхода к управлению просроченной дебиторской задолженностью.

Дмитрий Жданухин

Председатель комитета по вопросам разрешения долговых споров и укрепления платежной дисциплины субъектов предпринимательской деятельности Московской торгово-промышленной палаты

Опрос показал некоторые перспективные направления, по которым может пойти развитие практики разрешения долговых споров. Одно из них – совершенствование механизмов продажи задолженности, чтобы была возможность найти покупателя и сформировался полноценный рынок проблемных долгов организаций. Второе – развитие внесудебных методов возврата долгов юридических лиц, т.к. судебный путь, в том числе, банкротство – часто недостаточно эффективен и слишком затратен по времени и финансам.

Справка:

Сервис Time2Pay был запущен сотрудниками Сбера совместно с АктивБизнесКонсалт (АБК), входит в экосистему Сбербанка в 2020 году.

Партнером сервиса выступает СберЛигал, осуществляющий работу по взысканию дебиторской задолженности на судебной стадии.

Подробнее о сервисе Time2Pay: https://time2pay.ru/

ООО «АБК» – организовано в 2013 году. Учредителем является ПАО Сбербанк. Компания была создана как коллекторское агентство полного цикла и с первых дней заняла лидирующую позицию в отрасли. Особое внимание компания уделяла развитию технологий, активно используя инновационные IT-решения и искусственный интеллект в области урегулирования проблемных активов и контроля качества бизнес-процессов. Сайт – https://activebc.ru/